УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента сельского
хозяйства и продовольствия
Новгородской области
от _24.12.2013_________ № _215___
Ведомственная целевая программа
«Создание мощностей для подработки и хранения зерна, развитие семеноводства зерновых культур в Новгородской области
на 2014 – 2016 годы»
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
Ведомственная целевая программа «Создание мощностей для подработки и хранения зерна, развитие семеноводства зерновых культур в Новгородской области на 2014 – 2016 годы»
|
|||||||||||||||||||||||
Правовая основа Программы: |
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы»; постановление Правительства Новгородской области Федеральный закон от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ «О семеноводстве» |
|||||||||||||||||||||||
Заказчик Программы:
|
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области (далее департамент) |
|||||||||||||||||||||||
Разработчик Программы:
|
департамент; |
|||||||||||||||||||||||
Исполнители Программы: |
департамент;
федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» по Новгородской области (далее ФГБУ «Россельхозцентр») (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса» (далее «НИППКРСАПК») (по согласованию);
Администрации муниципальных районов области (по согласованию);
сельскохозяйственные товаропроизводители области (по согласованию).
|
|||||||||||||||||||||||
Обоснование Программы: |
Устойчивое развитие всех отраслей сельского хозяйства области является одним из условий комплексного социально-экономического развития Новгородской области.
Обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей области высококачественными семенами зерновых культур составляет 46 %. Имеющиеся у них производственные мощности по подработке и хранению зерна имеют существенный физический и моральный износ, не позволяют расширить посевные площади зерновых культур, своевременно и без потерь подработать полученный урожай. Увеличение посевных площадей и урожайности зерновых культур, создание мощностей для подработки зерна позволит обеспечить скотоводство и свиноводство области кормами в полном объеме, снизить себестоимость молока и мяса.
|
|||||||||||||||||||||||
Цели Программы:
|
увеличение объема производства фуражного зерна и семян зерновых культур; обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей области районированными семенами зерновых культур;
увеличение производства зерна; поддержка производства зерновых культур на основе создания экономических и технологических условий для подработки зерна; повышение уровня жизни сельского населения в связи с увеличением числа рабочих мест, обеспечение занятости сельского населения
|
|||||||||||||||||||||||
Задачи Программы: |
создание экономических и технологических условий устойчивого развития зерновой отрасли за счет создания мощностей по подработке и хранению зерна, увеличения производства семян зерновых культур; комплексное техническое оснащение семеноводческих организаций и освоение современных технологий производства высококачественных семян зерновых культур; расширение сортового ассортимента зерновых культур за счет внедрения новых высокоурожайных сортов с повышенной устойчивостью к полеганию, болезням и вредителям |
|||||||||||||||||||||||
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе) |
|||||||||||||||||||||||
Сроки реализации Программы: |
2014-2016 годы
|
|||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы по годам: |
общий объем финансирования Программы составляет 197834,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 20805,0 тыс. рублей, внебюджетных источников 177029,0 рублей
|
|||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
увеличение мощностей по подработке зерна до 25,0 тыс.т;
создание 30 новых рабочих мест в сельской местности;
увеличение производства зерна до 42,0 тыс.т;
увеличение производства элитных семян зерновых культур до 4,3 тыс.т; |
|||||||||||||||||||||||
Система организации контроля за реализацией Программы: |
исполнители Программы представляют в департамент Отдел растениеводства и плодородия земель департамента обобщает информацию исполнителей Программы и представляет отчеты первому заместителю руководителя департамента ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2017 года включительно. Управление продовольственных рынков, инвестиций и экономического анализа департамента ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2017 года включительно представляет информацию о ходе реализации Программы в комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 № 205 «О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности». |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Потребность в зерне в мире из года в год растет, недостаток продовольствия все более ощущается в развивающихся странах, цены на зерно на мировом рынке достигли исторического максимума и демонстрируют тенденцию к дальнейшему росту.
В 2011 году Новгородская область заняла 31 место в России по объему производства мяса, а по производству зерна - 65 место.
Для дальнейшего развития животноводства в области большое значение имеют обеспечение отрасли фуражным зерном собственного производства и создание необходимой кормовой базы. С увеличением в 2,5 - 3,0 раза цен приобретаемых фуражного зерна и комбикормов в 2010 году у сельскохозяйственных товаропроизводителей области остро встала потребность наращивания производства собственного зерна.
Новгородская область может максимально обеспечить отрасль животноводства фуражным зерном при условии достижения средней урожайности 25 - 30 ц/га и ведения семеноводства сельскохозяйственных культур на современном технологическом уровне. Для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей области необходимо получать качественные семена собственного производства.
В последние годы в области производится 2,5 - 3,2 тыс. т семян зерновых культур при потребности 4,0 тыс. т. Сельскохозяйственные товаропроизводители области вынуждены ежегодно приобретать более 1,0 тыс. т семян зерновых культур за пределами области, что ведет к удорожанию их стоимости на 10 - 15 %.
В настоящее время в области агроэкономическая сеть специализированного производства семян высоких репродукций находится в сложном состоянии. Высокая степень изношенности оборудования и техники, отсутствие средств на их обновление привели к ухудшению положения в семеноводстве сельскохозяйственных культур. Объем производства семян высоких репродукций зерновых культур в семеноводческих организациях сократился в 16 раз по отношению к уровню 1990 года. Доля семян зерновых культур массовых репродукций в посевах высокая – 35 - 40 %.
За период 2008-2012 годов производство продукции растениеводства увеличилось в 1,4 раза в сопоставимых ценах. Посевные площади в хозяй-ствах всех категорий за данный период увеличились на 13,9%. Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в 2012 году составил 16,1%, что на 9,3 процентных пункта выше уровня 2007 года.
Зерновой клин за рассматриваемый период времени увеличился в
3,5 раза. В 2012 году в хозяйствах всех категорий произведено 28,5 тыс.т зерна (в 2,3 раза больше 2007 года). Это наивысший показатель в области с 1998 года. Значительный рост производства зерна обеспечен за счет увеличения посевных площадей, внедрения передовых технологий и строительства мощностей по подработке зерна.
Имеющиеся в области инвестиционные проекты по развитию зернового хозяйства позволяют прогнозировать дальнейший рост производства зерна.
Современное состояние производства зерна отражено в таблице 1:
Анализ состояния производства зерна в Новгородской области в хозяйствах всех категорий, за период 2008 – 2012 годов:
Таблица 1
Наименование показателя |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Посевная площадь зерновых культур, всего |
тыс.га |
12,29 |
21,68 |
21,98 |
24,61 |
24,50 |
в том числе на зерно |
тыс.га |
9,25 |
11,26 |
11,64 |
12,97 |
12,40 |
Урожайность зерновых культур |
ц/га |
19,2 |
19,8 |
15,4 |
23,6 |
25,7 |
Валовой сбор зерна в весе после доработки |
тыс.т |
16,8 |
15,6 |
15,8 |
28,4 |
28,5 |
В области медленно внедряются новые высокопродуктивные сорта зерновых культур и современные технологии возделывания этих культур, что является одним из сдерживающих факторов увеличения урожайности и валового сбора.
С вводом в эксплуатацию построенных свиноводческих комплексов и птицефабрик в области возрастает внутренняя потребность в фуражном зерне, восполнить которую частично возможно, в том числе, и за счет увеличения производства зерна в Новгородской области.
Потребность в зерне только свиноводческих организаций области при выходе на проектную мощность реализующихся и планируемых к реализации инвестиционных проектов составит около 100,0 тыс. т в год.
В то же время климатические условия в Новгородской области являются благоприятными для произрастания зерновых культур, особенно озимых. Сельскохозяйственные организации области, использующие передовые технологии производства зерна, получают по 50 и более центнеров озимых с гектара. Это показывает наличие высокого потенциала области по росту производства зерна.
При росте потребности в фуражном зерне, увеличении его посевных площадей и объемов производства, сдерживается, в первую очередь, отсутствие у многих сельскохозяйственных организаций области зерносушильного оборудования. При этом имеющиеся мощности морально и физически устарели.
Таким образом, недостаточно развитая база по подработке и хранению зерна является еще одним сдерживающим фактором повышения эффективности производства зерновых культур и, в конечном итоге, влияет на темпы роста животноводства в области.
С целью интенсификации производства зерна в области необходимо обеспечить дополнительный ввод мощностей по подработке и хранению зерна на 20,0 тыс. т в год.
В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью создания условий для развития сельского хозяйства и повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На решение данных проблем направлена настоящая Программа.
Программа разработана в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, государственной программы Новгородской области «Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 17.10.2013 № 271.
Решение задач, определенных Программой, является стратегическим направлением деятельности, соответствует среднесрочным приоритетам развития области, определенных Стратегией социально-экономического
развития Новгородской области до 2030 года, и предполагает улучшение состояния дел в сельском хозяйстве.
Программа является одним из инструментов государственной политики развития сельских территорий.
Программа учитывает основные положения Схемы территориального планирования Новгородской области, утвержденной постановлением Администрации области от 29.06.2012 № 370, а также схем территориального планирования муниципальных районов области и генеральных планов поселений в части создания современной социальной, инженерной, транспортной инфраструктур в сельской местности.
Это позволит стимулировать развитие сельскохозяйственного произ-водства в каждом сельском поселении с одновременным развитием социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в местах реализации проектов.
Мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности предусмотрены государственной программой Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 17.10.2013 № 272.
Материальное стимулирование молодых специалистов, пришедших работать в сельское хозяйство, осуществляется в порядке, установленном областным законом от 04.09.2008 № 373-ОЗ «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2020 годы».
Выполнению поставленных задач в Программе могут помешать си-стемные риски, являющиеся следствием воздействия негативных факторов и имеющихся в обществе социальных и экономических проблем. К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям. В результате негативных макроэкономических процессов возможного снижения спроса на продукцию сельского хозяйства, а также сокращение реальных доходов сельского населения, усиление зависимости отрасли от государственной поддержки;
законодательные риски, которые могут возникнуть в связи с изменением федерального и областного законодательства при вхождении России в ВТО;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хо-зяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться на основе:
использования мер, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
проведения мониторинга развития сельского хозяйства области, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления сельским хозяйством.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы планируется за счет собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей области, а также за счет привлечения ими кредитов (займов) банков и средств областного бюджета.
В случае отбора Программы в соответствии с Порядком отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.03.2013 № 131, финансирование мероприятий Программы может осуществляться и за счет средств федерального бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2014-2016 годы составляет – 197834,0 тыс.рублей:
на 2014 год – 124413,0 тыс.рублей;
на 2015 год – 46812,0 тыс.рублей;
на 2016 год – 26609,0 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств областного бюджета – 20805,0 тыс.рублей:
на 2014 год – 6935,0 тыс.рублей;
на 2015 год – 69350 тыс.рублей;
на 2016 год - 6935,0 тыс.рублей;
за счет внебюджетных источников – 177029,0 тыс.рублей:
на 2014 год – 117478,0 тыс.рублей;
на 2015 год – 39877,0 тыс.рублей;
на 2016 год – 19674,0 тыс. рублей.
Для выполнения задачи по обеспечению условий для устойчивого развития отрасли зернопроизводства за счет создания мощностей по подработке зерна предусматривается выполнение следующих мероприятий:
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение нового (не бывшего в употреблении) оборудования для сушки, очистки, сортировки и хранения зерна.
Для выполнения задачи по расширению сортового ассортимента зерновых культур за счет внедрения новых высокоурожайных сортов с повышенной устойчивостью к полеганию, болезням и вредителям предусматривается выполнение следующих мероприятий:
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на производство элитных семян зерновых культур.
При реализации мероприятий Программы не потребуются дополнительные материальные и трудовые ресурсы.
3. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе).
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в объемах, предусмотренных Программой и утвержденных на эти цели областным законом об областном бюджете, и внебюджетных средств.
Порядок предоставления предусмотренных Программой субсидий из областного бюджета устанавливается Правительством Новгородской области.
Департамент заключает с сельскохозяйственными товаропроизводителями области (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) соглашения об участии в целевых программах развития сельского хозяйства по форме и в порядке, предусмотренными департаментом.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Программой предусмотрен комплекс мероприятий государственной поддержки подработки, производству и хранению зерна, который будет способствовать привлечению внебюджетных источников финансирования и обеспечит решение задач по увеличению площади посева зерновых, их урожайности и валового сбора.
Эффективность Программы предполагается оценивать по темпам роста площади под зерновыми культурами, валового сбора и урожайности.
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции будет сопровождаться появлением новых рабочих мест, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Таблица 2 - Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы (по участникам Программы)
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
|||
2013(оценка) |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Ввод мощностей по подработке зерна |
тыс.т |
- |
20,0 |
5,0 |
- |
2. |
Строительство и ввод элеваторов для хранения сухого зерна |
тыс.т |
- |
20,0 |
4,0 |
|
3. |
Прирост выручки от реализации зерна и семян собственного производства |
тыс.руб |
2500,0 |
88500,0 |
106200,0 |
141600,0 |
4. |
Создание новых рабочих мест |
ед. |
|
20 |
7 |
3 |
5. |
Производство зерна в хозяйствах всех категорий |
тыс.т |
31,0 |
31,0 |
35,0 |
42,0 |
6. |
Производство элитных семян зерновых культур |
тыс.т |
2,38 |
2,5 |
3,5 |
4,3 |
Источником получения информации, необходимой для определения оценки эффективности реализации Программы, являются данные Новго-родстата (по показателю 5), данные исполнителей мероприятий Программы (по показателям 1-4, 6).
5. Механизм управления реализацией Программы
Оценку соотношения эффективности реализации Программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического
развития области и контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель руководителя департамента.
Отдел растениеводства и плодородия земель департамента в соответ-ствии с возложенными функциями осуществляет:
координацию выполнения мероприятий Программы;
обеспечение эффективности реализации Программы, целевого использования средств;
организацию внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий
Программы;
подготовку при необходимости предложений по уточнению мероприятий Программы, объемов финансирования, механизма реализации Программы, исполнителей Программы, целевых показателей для оценки эффективности реализации Программы;
составление отчетов о ходе реализации Программы.
Организацию и ведение общего мониторинга реализации Программы осуществляет комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Приложение
к ведомственной целевой программе
«Создание мощностей для подработки и хранения зерна,
развитие семеноводства зерновых культур
в Новгородской области на 2014 – 2016 годы»
Мероприятия Программы
Наименование Программы: |
Ведомственная целевая программа «Создание мощностей для подработки и хранения зерна, развитие семеноводства зерновых культур в Новгородской области на 2014 – 2016 годы»
|
|||||||||||||||||||||||
Правовая основа Программы: |
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы»; постановление Правительства Новгородской области Федеральный закон от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ «О семеноводстве» |
|||||||||||||||||||||||
Заказчик Программы:
|
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Новгородской области (далее департамент) |
|||||||||||||||||||||||
Разработчик Программы:
|
департамент; |
|||||||||||||||||||||||
Исполнители Программы: |
департамент;
федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» по Новгородской области (далее ФГБУ «Россельхозцентр») (по согласованию);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса» (далее «НИППКРСАПК») (по согласованию);
Администрации муниципальных районов области (по согласованию);
сельскохозяйственные товаропроизводители области (по согласованию).
|
|||||||||||||||||||||||
Обоснование Программы: |
Устойчивое развитие всех отраслей сельского хозяйства области является одним из условий комплексного социально-экономического развития Новгородской области.
Обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей области высококачественными семенами зерновых культур составляет 46 %. Имеющиеся у них производственные мощности по подработке и хранению зерна имеют существенный физический и моральный износ, не позволяют расширить посевные площади зерновых культур, своевременно и без потерь подработать полученный урожай. Увеличение посевных площадей и урожайности зерновых культур, создание мощностей для подработки зерна позволит обеспечить скотоводство и свиноводство области кормами в полном объеме, снизить себестоимость молока и мяса.
|
|||||||||||||||||||||||
Цели Программы:
|
увеличение объема производства фуражного зерна и семян зерновых культур; обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей области районированными семенами зерновых культур;
увеличение производства зерна; поддержка производства зерновых культур на основе создания экономических и технологических условий для подработки зерна; повышение уровня жизни сельского населения в связи с увеличением числа рабочих мест, обеспечение занятости сельского населения
|
|||||||||||||||||||||||
Задачи Программы: |
создание экономических и технологических условий устойчивого развития зерновой отрасли за счет создания мощностей по подработке и хранению зерна, увеличения производства семян зерновых культур; комплексное техническое оснащение семеноводческих организаций и освоение современных технологий производства высококачественных семян зерновых культур; расширение сортового ассортимента зерновых культур за счет внедрения новых высокоурожайных сортов с повышенной устойчивостью к полеганию, болезням и вредителям |
|||||||||||||||||||||||
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе) |
|||||||||||||||||||||||
Сроки реализации Программы: |
2014-2016 годы
|
|||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы по годам: |
общий объем финансирования Программы составляет 197834,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 20805,0 тыс. рублей, внебюджетных источников 177029,0 рублей
|
|||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
увеличение мощностей по подработке зерна до 25,0 тыс.т;
создание 30 новых рабочих мест в сельской местности;
увеличение производства зерна до 42,0 тыс.т;
увеличение производства элитных семян зерновых культур до 4,3 тыс.т; |
|||||||||||||||||||||||
Система организации контроля за реализацией Программы: |
исполнители Программы представляют в департамент Отдел растениеводства и плодородия земель департамента обобщает информацию исполнителей Программы и представляет отчеты первому заместителю руководителя департамента ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, до 2017 года включительно. Управление продовольственных рынков, инвестиций и экономического анализа департамента ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2017 года включительно представляет информацию о ходе реализации Программы в комитет Правительства Новгородской области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 № 205 «О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности». |
Дата создания материала: 12-10-2017. История изменений