Интернет-приёмная
Часто задаваемые вопросы

Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

1. О возможности приема на государственную гражданскую службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам

Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), статьей 16 которого установлены ограничения, связанные с гражданской службой.

Согласно пункту 7 части 1 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно данным изменениям статья 14 Федерального закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым положения пункта 1 данной статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что федеральными законами о видах государственной службы установлен общий запрет на прием граждан, имеющих гражданство иностранного государства, на государственную службу, положения пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона № 115-ФЗ не могут быть признаны достаточными для приема указанной категории лиц на государственную службу, так как не корреспондируются с положениями федеральных законов о видах государственной службы, в том числе с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающими запрет на прием на государственную службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство другого государства.

Таким образом, до внесения изменений в федеральные законы о видах государственной службы прием граждан Российской Федерации, имеющих также гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, на гражданскую службу невозможен.

В настоящее время вопрос о совершенствовании обозначенных положений законодательства прорабатывается Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными государственными органами.

 

2. О порядке замещения должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется эта должность

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) для замещения должности государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) представитель нанимателя может заключать с государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен данным Федеральным законом.

На основании пункта 2 части 4 статьи 25 Федерального № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.

Из указанных положений Федерального закона № 79-ФЗ следует, что с гражданским служащим (гражданином), замещающим должность гражданской службы на период отсутствия основного сотрудника, заключается только срочный служебный контракт, срок которого ограничен периодом отсутствия основного гражданского служащего. При этом данный срок не ограничен продолжительностью в 1 – 5 лет, а зависит от даты выхода основного гражданского служащего на службу, в связи с чем является исключением из общего правила, установленного частью 2 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ.

Таким образом, с гражданским служащим (гражданином) может быть заключен срочный служебный контракт на период отсутствия основного гражданского служащего, в том числе в случае, если выход на службу указанного гражданского служащего запланирован ранее, чем через год.

При этом в таком контракте целесообразно указывать, что он заключается на период временного отсутствия гражданского служащего с указанием его фамилии, имени и отчества, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется должность гражданской службы. В таком случае срочный контракт действует в течение всего периода сохранения за отсутствующим гражданским служащим должности гражданской службы (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком (в случае, если право на этот отпуск реализуется непосредственно после отпуска по беременности и родам без выхода на службу)).

 

3. Об установлении государственным гражданским служащим режима работы (службы), отличного от установленного служебным распорядком государственного органа

Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.

При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.

Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.

При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.

В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).

Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.

Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.

При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.

В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.

Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.

При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.

В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

 

4. Об установлении сокращенной продолжительности служебного времени государственным гражданским служащим, имеющим инвалидность

Нормальная продолжительность служебного времени для государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) установлена частью 2 статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и составляет 40 часов в неделю.

Вопросы, связанные с установлением гражданскому служащему сокращенной продолжительности служебного времени или неполного служебного времени, Федеральным законом № 79-ФЗ не урегулированы, в связи с чем в силу положений статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ к данным правоотношениям применяются нормы трудового права.

Статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ТК РФ и Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что работникам, являющимся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

При этом конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов не может превышать продолжительность, установленную в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном законодательством (статья 94 ТК РФ, статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

В таком медицинском заключении может быть предусмотрена и продолжительность ежедневной работы, предусматривающая рабочее время в неделю менее 35 часов (например, 20 часов).

Перечисленные выше положения законодательных актов носят императивный характер, в связи с чем гражданскому служащему, являющемуся инвалидом I или II группы, представитель нанимателя обязан установить сокращенную продолжительность служебного времени в соответствии с медицинским заключением (индивидуальной программой реабилитации) с выплатой денежного содержания в полном объеме.

При установлении гражданскому служащему режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени.

Также сообщаем, что любому работнику как при приеме на работу, так и впоследствии по соглашению сторон трудового договора может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок (статья 93 ТК РФ).

Данные положения применяются и на государственной гражданской службе.

Вместе с тем неполное рабочее время, предусмотренное статьей 93 ТК РФ, следует отличать от сокращенного рабочего времени, предусмотренного статьей 92 ТК РФ.

Отличие состоит в том, что сокращенное рабочее время устанавливается лишь для определенных категорий работников и гарантирует сохранение заработка в полном объеме. Неполное рабочее время по соглашению сторон может быть установлено любому работнику, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.

 

5. О порядке временного возложения на государственного гражданского служащего дополнительных обязанностей

В случае необходимости временного возложения на государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) дополнительных обязанностей по другой должности гражданской службы следует руководствоваться положениями статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), которые в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) субсидиарно применяются к отношениям, связанным с гражданской службой.

Так, в соответствии с указанной статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Из части 2 указанной статьи ТК РФ следует, что поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Указанная статья ТК РФ фактически устанавливает три вида выполнения работником с его согласия дополнительной работы в свое основное рабочее время по поручению работодателя (совмещение должностей (профессий), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания), а также исполнение обязанностей отсутствующего работника).

Совмещение должностей (профессий) представляет собой выполнение работником по поручению работодателя в свое основное время дополнительных обязанностей по другой должности (профессии), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания) заключается в выполнении работником по поручению работодателя в свое основное рабочее время дополнительной работы, входящей в его трудовую функцию, но в объеме, превышающем установленный трудовым договором, а к исполнению обязанностей временно отсутствующего работника относится исполнение должностных обязанностей (их части или в полном объеме) по другой должности на период отсутствия основного работника, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется его рабочее место (на период временной нетрудоспособности, нахождения в отпусках и т.д.).

Данная процедура осуществляется путем возложения на гражданского служащего с его согласия наряду с должностными обязанностями по замещаемой должности также обязанностей по иной должности гражданской службы, о чем издается соответствующий акт.

В вышеназванном случае срок исполнения должностных обязанностей по иной должности определяется по согласию сторон.

Рассматривая выше процедура возложения на гражданского служащего дополнительных обязанностей по иной должности осуществляется в условиях, когда гражданский служащий продолжает замещать свою должность и, соответственно, назначение на иную должность не производится.

Следует отметить, что согласно статье 47 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий исполняет свои должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, в котором может предусматриваться положение об исполнении им должностных обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего.

Это означает, что на период отсутствия основного сотрудника гражданский служащий, в должностном регламенте которого содержится требование об исполнении обязанностей указанного сотрудника, должен осуществлять эти функции и не может отказаться от них в рамках соблюдения условий служебного контракта. Т.е. в отличие от положений статьи 60.2 ТК РФ, предусматривающих обязательное получение согласия работника на выполнение дополнительной работы, в рассматриваемом случае такое согласие не требуется, так как это является частью его служебных обязанностей.

Что касается вопросов, связанных с установлением доплаты в случае совмещения профессий (должностей), увеличения объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника (гражданского служащего) без освобождения от работы, определенной трудовым договором (служебным контрактом), то необходимость ее произведения прямо предусмотрена статьей 151 ТК РФ.

Так, согласно указанной статье ТК РФ в рассматриваемых случаях работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, а также должностных обязанностей по иной должности гражданской службы ведет к существенному увеличению служебной нагрузки на гражданского служащего.

В этой связи в целях обеспечения должного уровня защищенности гражданских служащих и их прав на справедливые условия и оплату труда в рассматриваемом случае гражданскому служащему, по нашему мнению, следует производить доплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон служебного контракта с учетом содержания и объема дополнительной работы, а также наличия финансовых средств, содержащихся в фонде оплаты труда гражданских служащих, в том числе за счет экономии.

 

6. О проведении специальной оценки условий труда на федеральной государственной гражданской службе

Трудовым кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с обеспечением охраны труда работников, ключевым элементом которой является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации СОУТ проводится в отношении условий труда всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, вне зависимости от того, связана ли их деятельность напрямую с особыми условиями труда.

В отношении СОУТ государственных гражданских служащих Федеральным законом № 426-ФЗ установлена отсылочная норма (пункт 4 статьи 3) к федеральным законам и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере прохождения государственной гражданской службы.

Исходя из содержания вышеуказанных положений Федерального закона № 426-ФЗ не имеется оснований для применения общих норм законодательства о специальной оценке условий труда в отношении указанной категории лиц.

В настоящее время на федеральном уровне Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными специальными нормативными правовыми актами не урегулирован данный вопрос, в связи с чем правовые основания для проведения СОУТ в отношении федеральных государственных гражданских служащих отсутствуют.

 

Оплата труда, отпуска и иные гарантии государственных гражданских служащих

 

1. О порядке оплаты дней выезда государственного гражданского служащего в служебную командировку и возвращения из нее, если они приходятся на выходные или праздничные дни

Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих утверждены Указом Президента от 18 июля 2005 г. № 813 (далее ‒ Порядок).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), а днем приезда из служебной командировки – день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим гражданской службы.

Таким образом, дни выезда в командировку и дни возвращения из нее (дни нахождения в пути) считаются днями командировки.

В этой связи с учетом положений Порядка, а также норм трудового права, субсидиарно применяемых к отношениям, связанным с гражданской службой, дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки относятся к дням командировки, а, следовательно, к служебным дням, в связи с чем в случае, если они выпадают на выходные или нерабочие праздничные дни, указанные дни командировки подлежат оплате согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

При этом если для случая выезда гражданского служащего в служебную командировку по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица в выходной день механизм компенсации определен с предоставлением другого дня отдыха в порядке, установленном частью 4 статьи 153 ТК РФ (пункт 33 Порядка), то вопрос о компенсации дней возвращения по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица из служебной командировки, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни, решается гражданским служащим в целом в соответствии с положениями указанной статьи ТК РФ (посредством двойной оплаты или также с предоставлением другого выходного дня).

Так, из статьи 153 ТК РФ следует, что оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

При этом работа в выходной или нерабочий праздничный день работникам, получающим оклад (должностной оклад), оплачивается в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Частью 4 данной статьи ТК РФ предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

При расчете размера оплаты труда гражданского служащего в выходной или праздничный день необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, о том, что часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего за работу в выходные и нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих.

Учитывая вышеизложенное, при компенсации дней возвращения из служебной командировки, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни (в том числе если время в пути занимает более суток), без предоставления других дней отдыха по желанию гражданского служащего, за такие дни нахождения в пути гражданскому служащему сверх дневного денежного содержания должно быть выплачено двойное дневное денежное содержание, рассчитанное исходя из оклада денежного содержания, а также компенсационных и стимулирующих выплат, входящих в состав денежного содержания.

При компенсации дней нахождения в пути (как дней проезда к месту командирования, так и дней возвращения из него) с предоставлением гражданскому служащему других дней отдыха, за такие дни нахождения в пути гражданскому служащему сверх дневного денежного содержания выплачивается одинарное дневное денежное содержание, а при возвращении их командировки предоставляются дополнительные выходные дни.

При этом оплате в повышенном размере в вышеназванных случаях подлежат только часы, проведенные в выходной или нерабочий праздничный день в пути.

 

2. О распространении на государственных гражданских служащих положений статьи 1851Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие гарантии работникам при прохождении диспансеризации

Согласно статье 1851 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Для работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, действует эта же норма, но с другими сроками. В течение пяти лет до наступления пенсионного возраста при прохождении диспансеризации работники имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При этом для получения таких дней работник должен написать письменное заявление и согласовать день (дни) освобождения от работы с работодателем.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям части 7 вышеназванной статьи Федерального закона № 323-ФЗ порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так, в целях реализации данной нормы издан Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Минздрава России от 13 марта 2019 г. № 124н (далее – Порядок).

Данный Порядок распространяется на всех граждан Российской Федерации и регулирует вопросы добровольного прохождения диспансеризации в медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь. Государственные гражданские служащие (далее – гражданские служащие) как граждане Российской Федерации имеют право на прохождение общей диспансеризации в соответствии с вышеуказанным Порядком.

Помимо этого, в отношении гражданских служащих предусмотрено проведение обязательной ежегодной диспансеризации в целях выявления заболеваний, препятствующих замещению должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), порядок прохождения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н.

Учитывая положения части 3 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), согласно которым гражданским служащим предоставляются иные государственные гарантии, установленные федеральными законами, а также принимая во внимание субсидиарное применение положений ТК РФ к отношениям, связанным с гражданской службой (статья 73 Федерального закона № 79-ФЗ), гражданский служащий имеет право на предоставление гарантий, предусмотренных статьей 185ТК РФ.

При этом право на предоставление предусмотренных в статье 1851 ТК РФ оплачиваемых выходных дней гражданский служащий может реализовать вне зависимости от вида проходимой диспансеризации – общей диспансеризации в соответствии с Порядком или обязательной диспансеризации, порядок прохождения которой регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н.

Одновременно обращаем внимание, что право, предусмотренное статьей 185ТК РФ, возникает у гражданского служащего один раз в течение сроков, установленных данной статьей (для лиц предпенсионного и пенсионного возраста – один раз в год, а для иных лиц – один раз в три года).

Для реализации такого права гражданский служащий должен представить представителю нанимателя соответствующее заявление и согласовать с ним день (дни) освобождения от служебных обязанностей. На основании письменного заявления гражданского служащего издается локальный акт о представлении гражданскому служащему выходного дня (дней) для прохождения диспансеризации.

При этом в случае если гражданский служащий решил воспользоваться правом на дополнительный выходной день (дни) в целях прохождения обязательной диспансеризации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н, то соответствующий выходной день (дни), по нашему мнению, должен быть определен с учетом утвержденного представителем нанимателя графика прохождения диспансеризации гражданскими служащими.

 

3. О порядке оплаты труда государственного гражданского служащего за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время

Вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) не урегулированы, в связи с чем в силу положений статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ в рассматриваемом случае субсидиарно применяются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работа в выходной или нерабочий праздничный день работникам, получающим оклад (должностной оклад), оплачивается в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Статьей 154 ТК РФ установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) – 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлена минимальная гарантия повышения оплаты труда за работу в ночное время для работников организаций всех видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм, привлекаемых к работе в ночное время. Коллективным договором, локальным нормативным актом, а также трудовыми договорами могут устанавливаться более высокие размеры оплаты труда за работу в ночное время.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Учитывая, что предусмотренные статьями 153 и 154 ТК РФ порядки оплаты труда работников в условиях, отклоняющихся от нормальных, имеют одинаковую правовую и смысловую природу, а также принимая во внимание схожесть механизма расчета оплаты работы в выходные дни и в ночное время, вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, по нашему мнению, должна применяться во всех описанных случаях, в связи с чем при расчете размера оплаты труда гражданского служащего как за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, так и в ночное время следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

При этом в целях обеспечения должной правовой регламентации указанных правоотношений размер оплаты труда за работу гражданского служащего в выходной или нерабочий праздничный день, а также в ночное время целесообразно предусмотреть в локальном нормативном акте государственного органа с учетом положений вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

 

4. О порядке учета выплат, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на дополнительное материальное стимулирование указанных лиц, при исчислении денежного содержания

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) оплата труда федерального государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно указанной норме Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания гражданского служащего, относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Таким образом, указанными положениями Федерального закона № 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

При установлении размеров выплат, входящих в состав денежного содержания гражданских служащих, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (подпункт «б» пункта 13) Правительству Российской Федерации было дано поручение утвердить порядок исчисления денежного содержания гражданского служащего в отдельных установленных случаях.

В этих целях постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила), пунктом 2 которых установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее – средства материального стимулирования).

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим, т.е. в указанных актах такая выплата, как «материальное стимулирование» или «средства материального стимулирования», не предусмотрена. Данные постановления содержат только положения об объемах бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда, доводимых каждому органу в целях материальной мотивации гражданских служащих.

Таким образом, учитывая, что законодательными актами и актами Правительства Российской Федерации вопросы, связанные с порядком выплаты гражданским служащим средств за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых органам в целях материального стимулирования гражданских служащих, не урегулированы, данные вопросы решаются каждым федеральным государственным органом самостоятельно.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства материального стимулирования с учетом их целевого характера, по нашему мнению, должны выплачиваться гражданским служащим в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Такой порядок реализации указанных средств позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

 

5. О порядке предоставления государственному гражданскому служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет

Предоставление государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) отпусков осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Частями 5 и 6 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ определена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемая гражданскому служащему, а также предусмотрено, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя в соответствии с частью 9 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ.

Таким образом, право гражданского служащего на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, продолжительность которого установлена статьей 46 Федерального закона № 79-ФЗ, определяется на дату предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с графиком отпусков и с учетом служебного года, за который этот отпуск предоставляется.

Так, например, служебный год гражданского служащего исчисляется с 15 мая 2018 г. по 14 мая 2019 г., а стаж государственной гражданской службы (далее –гражданская служба) составляет 4 года. За этот служебный год гражданскому служащему полагается 34 к.д. отпуска (30 к.д. – основной отпуск, 1 к.д. – отпуск за выслугу лет, 3 к.д. – отпуск за ненормированный служебный день).

С 15 мая 2019 г. стаж гражданской службы гражданского служащего составит 5 к.д., в связи с чем за служебный год с 15 мая 2019 г. по 14 мая 2020 г. гражданскому служащему будет положено 38 к.д. отпуска (30 к.д. – основной отпуск, 5 к.д. – отпуск за выслугу лет, 3 к.д. – отпуск за ненормированный служебный день).

При составлении графика отпусков на 2019 г. в него в обязательном порядке включаются неотгуленные дни ежегодного оплачиваемого отпуска за служебный год 2018 – 2019 гг., а также дни ежегодного оплачиваемого отпуска за служебный год 2019 – 2020 гг. (частично или в полном объеме).

При этом необходимо учитывать, что в рассматриваемом случае служебный год гражданского служащего 2019 – 2020 гг. частично совпадает с двумя календарными годами, в каждом из которых формируется график отпусков (2019 и 2020 гг.), в связи с чем общая продолжительность отпуска за этот служебный год может быть разбита по частям и реализована частично как в 2019 г., так и в 2020 г. путем включения указанных частей отпусков в графики на соответствующие года.

При этом должно быть соблюдено установленное частью 91 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ правило о том, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемая гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней.

Неиспользованные дни отпуска за предыдущие периоды могут быть предоставлены гражданскому служащему по графику отпусков или вне графика по его письменному заявлению и с согласия представителя нанимателя, а также предоставлены при увольнении «в натуре» или заменены денежной компенсацией.

 

6. О выплате государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы выходных пособий, предусмотренных статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации

Отношения, связанные с государственной гражданской службой (далее – гражданская служба), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) помимо гарантий, перечисленных в данной статье, предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами. Помимо этого, частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено произведение гражданским служащим других выплат, не считая тех, что включены в состав их денежного содержания, если они установлены соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частью 3 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка при расторжении трудового договора в связи с:

  • отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 ТК РФ);
  • призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 ТК РФ);
  • восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 ТК РФ);
  • отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 ТК РФ);
  • признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 ТК РФ);
  • отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 ТК РФ).

Вышеназванные положения статьи 178 ТК РФ субсидиарно применяются к отношениям, связанным с гражданской службой.

При этом следует отметить, что Федеральным законом № 79-ФЗ установлены собственные основания прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы, аналогичные вышеизложенным основаниям, предусмотренным ТК РФ.

К числу таких оснований на гражданской службе, при которых гражданскому служащему в силу субсидиарного применения норм статьи 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, относятся:

  • отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • призыв гражданского служащего на военную службу или направление его на альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (пункт 2 части 1 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (пункт 9 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • признание гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ).

Что касается вопроса, связанного с исчислением денежного содержания гражданского служащего для расчета указанных выходных пособий, то сообщаем следующее.

По исполнение подпункта «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2006 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

Положения данного постановления Правительства Российской Федерации и утвержденных им Правил распространяются на правоотношения, связанные с федеральной гражданской службой, и применяются в случаях, перечисленных в пункте 1 указанных Правил. В указанном пункте Правил случай исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих для определения размера выходного пособия не предусмотрен.

В связи с отсутствием специального правового регулирования этих вопросов на федеральной гражданской службе при решении вопросов, связанных с определением размера выходного пособия в размере двухнедельного денежного содержания гражданских служащих, следует руководствоваться нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Пунктом 9 Положения установлено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

 

7. О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск

Порядок предоставления ежегодных отпусков государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) регулируется статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которого в силу статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (далее – гражданская служба), в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим за каждый служебный (а не календарный) год. При этом под служебным (рабочим) годом понимается равный календарному году временной интервал, исчисленный с даты поступления на гражданскую службу в соответствующий государственный орган.

Следует отметить, что статьей 121 ТК РФ урегулированы вопросы, связанные с исчислением стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Согласно части 1 указанной статьи в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность).

Таким образом, учитывая, что отпуск по беременности и родам относится к периодам времени, когда женщина фактически не работает, но за ней сохраняется место работы (должность), продолжительность данного отпуска включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. При этом если какие-либо периоды в силу части 2 статьи 121 ТК РФ, в том числе время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, не включаются в стаж работы для предоставления отпуска, то окончание служебного года, за который предоставляется отпуск, отодвигается на число дней, не включаемых в стаж работы для отпуска.

В этой связи нахождение в отпуске по уходу за ребенком влечет за собой смещение служебного года гражданского служащего для предоставления ежегодного отпуска на число дней отсутствия работника, исключаемых из стажа работы для отпуска в соответствии со статьей 121 ТК РФ.

 

8. О порядке произведения государственному гражданскому служащему единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) оплата труда государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие) производится в виде денежного содержания.

В соответствии с пунктом 6 части 5 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (далее – единовременная выплата) отнесена к числу составных частей денежного содержания гражданского служащего и средства на ее произведение в обязательном порядке ежегодно предусматриваются в фонде оплаты труда гражданских служащих государственного органа по каждой должности (пункт 7 части 2 статьи 51).

Таким образом, единовременная выплата, производимая гражданскому служащему к ежегодному оплачиваемому отпуску, носит гарантированный ежегодный характер. При этом указанная выплата не поставлена в зависимость от служебного года гражданского служащего, за который ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется.

В этой связи при предоставлении гражданскому служащему любой из частей ежегодного оплачиваемого отпуска, вне зависимости от того, за какой период государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) он предоставляется, единовременная выплата производится один раз в календарном году.

 

9. О порядке предоставления государственным гражданским служащим отпуска без сохранения денежного содержания

Предоставление государственному гражданскому служащему (далее – гражданский служащий) отпусков осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Частью 15 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Данная норма Федерального закона № 79-ФЗ не носит императивного характера и не конкретизирует условия предоставления такого отпуска.

Из установленного правового регулирования следует, что основанием для рассмотрения представителем нанимателя вопроса о предоставлении отпуска без сохранения денежного содержания гражданскому служащему является наличие его письменного заявления с указанием причины, по которой служащий просит о таком отпуске. При этом уважительность причины оценивается представителем нанимателя самостоятельно, руководствуясь индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю с учетом всех имеющихся обстоятельств.

Что касается продолжительности предоставляемого отпуска без сохранения денежного содержания, то с учетом определяющей роли представителя нанимателя в решении вопроса о предоставлении такого отпуска гражданскому служащему, его продолжительность по решению представителя нанимателя с учетом служебной необходимости может быть уменьшена по сравнению с заявленной гражданским служащим.

В случае согласия гражданского служащего на получение им отпуска без сохранения денежного содержания продолжительностью, определенной представителем нанимателя, оформляется соответствующий приказ государственного органа.

 

Проведение организационно-штатных мероприятий в государственных органах

 

1. О проведении организационно-штатных мероприятий в отношении должностей государственной гражданской службы, замещенных государственными гражданскими служащими, находящимися в отпусках по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком

Отношения, связанные с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), регулируются статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Таким образом, предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы доводится представителем нанимателя до тех гражданских служащих, которые подлежат увольнению непосредственно в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ  представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей может предложить вакантные должности в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На гражданских служащих, относящихся к отдельным категориям лиц, указанным в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), распространяются предусмотренные данной статьей гарантии.

Согласно части 4 статьи 261 ТК РФ с женщиной, имеющей ребенка  в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается, за исключением указанных в ней случаев.

Таким образом, увольнение с гражданской службы указанных категорий лиц в связи с сокращением замещаемой должности, которое относится к числу случаев увольнения по инициативе представителя нанимателя, не допускается, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 25-П.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 82 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ сокращение должностей гражданской службы в государственном органе относится к основаниям расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.

Из части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 81 части 1 данной статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предусмотренную статьей 261 ТК РФ гарантию, гражданский служащий, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя по причине сокращения замещаемой им должности гражданской службы.

В этой связи на практике следует избегать случаи проведения организационно-штатных мероприятий в отношении тех должностей, которые замещены гражданскими служащими, относящимися к категории граждан, перечисленных в части 4 статьи 261 ТК РФ.

Если же избежать сокращения таких должностей невозможно (например, при реорганизации или упразднении государственного органа), то при проведении организационно-штатных мероприятий с гражданским служащим, отсутствовавшим на службе по указанным выше обстоятельствам и за которым в соответствии с законодательством на период отсутствия сохраняется должность гражданской службы, государственно-служебные отношения должны быть продолжены (т.к. его увольнение в рассматриваемый период не допускается) посредством предложения ему иной должности в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ и перевода на нее с согласия гражданского служащего.

Что же касается гражданских служащих, замещающих «декретные» должности на условиях срочного служебного контракта на период отсутствия основного сотрудника, то порядок действий в отношении указанных лиц при сокращении должностей зависит от сопутствующих обстоятельств.

Так, гражданский служащий, за которым в установленном законодательством порядке сохраняется должность, может в любое время выйти на службу. В этом случае в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный с гражданским служащим на период замещения отсутствующего гражданского служащего, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Таким образом, в том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, выйдет на службу до сокращения должностей гражданской службы, с гражданским служащим, временно замещавшим на этот период сохраняемую за ним должность гражданской службы, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

В том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, не собирается выходить на службу и соглашается с предложенной ему должностью гражданской службы, гражданский служащий, который временно замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым она сохраняется, по нашему мнению, должен быть предупрежден представителем нанимателя за два месяца до предстоящего сокращения, и, соответственно, отношения с ним могут быть продолжены в случае предложения ему иной должности (в том числе на условиях срочного служебного контракта) или прекращены на основании пункта 82 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

 

2. О порядке уведомления государственных гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы и возможности досрочного прекращения государственно-служебных отношений

Отношения, возникающие между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) при сокращении должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), в том числе права и обязанности сторон, регламентированы положениями статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального № 79-ФЗ представитель нанимателя обязан предупредить гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемых ими должностей гражданской службы или упразднением государственного органа персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Частью 6 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 82 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 83 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Из части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока увольнения, указанного в уведомлении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Применяя перечисленные нормы Федерального закона № 79-ФЗ на практике, необходимо учитывать, что увольнение в связи с сокращением должности гражданской службы относится к числу оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя (статья 37 Федерального закона № 79-ФЗ).

Таким образом, увольнение по рассматриваемому основанию не зависит от волеизъявления гражданского служащего (как, например, увольнение по инициативе гражданского служащего или по соглашению сторон), а осуществляется по решению представителя нанимателя в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, под которыми понимается совокупность действий, направленных на совершенствование (изменение) организационно-штатной структуры государственного органа, сопровождающееся сокращением должностей гражданской службы, или прекращение деятельности органа в связи с его упразднением.

Из части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ прямо следует, что двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности является минимальным, а не предельным временным периодом, по истечении которого государственно-служебные отношения с гражданскими служащими подлежат расторжению.

Заблаговременная организация работы по уведомлению гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа способствует созданию оптимальных условий для организации и проведения оценочных мероприятий в отношении гражданских служащих, подлежащих увольнению в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий, и определения преимущественного права на продолжение государственно-служебных отношений, а также эффективной организации взаимодействия с государственными органами по вопросу трудоустройства указанных служащих (пункт 20 Методических рекомендаций по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, разработанных Минтрудом России во исполнение подпункта «а» пункта 2 Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403).

Таким образом, представитель нанимателя вправе уведомить гражданских служащих о предстоящем увольнении и более чем за два месяца до введения в действие нового штатного расписания государственного органа и сокращения в связи с этим должностей гражданской службы.

Требования к форме и содержанию такого уведомления, а также предельный срок, в течение которого организационно-штатные мероприятия в государственном органе должны быть завершены, законодательно не определены. Вместе с тем, как правило, в таком уведомлении указывается планируемый срок увольнения гражданских служащих исходя из даты завершения организационно-штатных мероприятий, определяемой в локальных актах государственного органа (например, приказ о внесении изменений в штатное расписание или о введении нового штатного расписания).

До завершения организационно-штатных процедур (истечения срока предупреждения об увольнении) гражданские служащие, отказавшиеся от предложенных им в установленном порядке для замещения иных должностей в том же или другом государственном органе, продолжают замещать должности гражданской службы и выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с нормами законодательства о гражданской службе.

Частью 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено исключение из общего правила, когда государственно-служебные отношения могут быть прекращены с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность, и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Однако такое досрочное увольнение возможно только по инициативе (с согласия) представителя нанимателя, являясь его правом, а не обязанностью.

Если же гражданский служащий не желает дожидаться окончания организационно-штатных мероприятий и сокращения его должности, то он вправе уволиться с гражданской службы по собственной инициативе.

Однако такое увольнение, инициатором которого является уже не представитель нанимателя, а сам гражданский служащий, будет осуществляться в порядке, установленном статьей 36 Федерального закона № 79-ФЗ (по инициативе гражданского служащего), без выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной частью 31 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

 

 

 

Дата создания материала: 22-01-2020. История изменений

Количество просмотров: 7466

| Законодательная карта сайта | Свободное программное обеспечение

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *